За год эксплуатации системы обнаружилось несколько моментов, которые не будучи критичными, все же досаждали, подобно камушку в ботинке: - достаточно долгая (даже с учетом применения спящего режима) загрузка системы; - невозможность в штатном режиме просмотра сохраненных записей с курсовой камеры; - непомерно долгое завершение работы; - нестабильный старт системы в зимнее время. Первые два момента скорее всего были обусловлены общей производительностью системы (не самая шустрая материнка и камень, достаточно слабое интегрированное видео...). Третий пункт претензий - совокупность двух факторов: перчисленного выше и особенность примененного блока питания Е10000. Дело в том, что для корректного ухода в спячку системе необходимо некоторое время для того, чтобы скинуть на винчестер текущую конфигурацию. Запущенные же в штатном режиме приложения на конкретном железе не укладывались в минимальные интервалы времени до полного отключения питания, имеющиеся в настройках Е10000. Посему, пришлось выбрать минимально возможный для конкретных целей интервал, который в данном случае составил три минуты... В каком-то смысле это, может быть, и неплохо (кратковременное отключение зажигания не отрубало систему), но в большинстве случаев все же напрягало - оставляя машину надолго, предпочитаю отключать питание совсем отдельным тумблером, а тут приходилось ждать... Казалось бы - какой пустяк: сорок секунд, три минуты? Однако ж, раздражает... Но более всего на нервы действовали закидоны, начавшиеся с приходом зимы - после ночи в гараже система заводилась с трудом. Проявлялось это в том, что после подачи питания проходил POST, после чего система стабильно перезагружалась и вываливалось сообщение, что невозможно загрузить последнюю конфигурацию и предлагалось на выбор два варианта загрузки: загрузка всей системы с нуля, либо попытка еще раз восстановить предыдущий сеанс работы. Карусель эта могла повториться и два, и три, и более раз - вот уж это не лезло ни в какие рамки. Первое предположение было стандартным: подмерзает смазка шпинделя у винчестера (если точнее - загустевает). В попытках раскрутить его начинаются перезагрузки, которые в конце концов и приводят к тому, что винт (а вместе с ним и вся система) все же стартует. Версия красивая, но как объяснить ею аналогичное же поведение системы весной, когда среднесуточная температура ниже нуля уже не опускалась? Может быть дело было в разъемах, шлейфах, конденсаторах материнки/БП, может быть еще в чем-то - теперь уже можно только гадать... Накопленный опыт езды с компом дал куммулятивный эффект и случился Глобальный апгрейд системы
Как уже сообщалось, в загашниках проекта были накоплены материнская плата Zotac 610i в комплекте с процессором Core 2 Duo E7300 и оперативкой объемом 4 Gb, а также приобретен SSD на 32 Gb (спасибо Алексею, приславшему мне его из Германии). В ходе подготовки к грядущему апгрейду выяснилось, что данная мать очень нестабильно работает с имеющимся уже БП Е10000, посему был заказан гарантированно испробованный в этой связке блок M2-itx. И хотя объема твердотельного диска для нормальной работы системы хватало, был все-таки приобретен еще и ноутбучный 2,5` винт на 160 Gb. В лучших традициях система была предварительно собрана на столе, где и тестировалась/отлаживалась в течении примерно двух месяцев. За это время была существенно доработана оболочка, прикручен кое-какой новый (очень полезный) софт, и уж только после этого началась инсталляция всего этого добра непосредственно в автомобиль. После установки нового железа в старый корпус получилось вот это: На дальней стенке - Е1000, около левого кулера - M2-itx, справа от него - материнка с установленным на проц медным радиатором, перегородка отделяет бучный винт от горячего непомерно чипсета и служит отводом горячего воздуха, прогоняемого правым кулером через проц и чипсет в отверстие в верхней крышке системного блока. Как ни странно, наибольшее тепловыделение дает именно чипсет - если бы не он, проблем с охлаждением не было бы вообще. Но поскольку температура его в закрытом системнике была просто пугающей - помимо выше названных мер пришлось дополнительно вырезать в верхней крышке окно и ставить туда 12 см вентилятор на выдув... Теперь подогрев водительского сиденья можно смело отключать Вот так выглядит твердотельный накопитель - интерфейс SATA, подключение стандартное, отсутствие механики вселяет определенные надежды. Именно имея в виду последний факт, место размещения его и было выбрано таковым - бучный винт жестко прикручен к основанию корпуса системника, SSD размещен на в большей степени подверженной вибрации площадке. Внимательного читателя уже наверное замучил вопрос: зачем здесь два блока питания?! Ответ прост: потребителей по +5V и +12V набралось довольно много, и вешать их все на один БП было бы просто не гуманно - выдержать-то он, может быть и выдержал бы, но зачем? Тем более что второй БП все равно был в наличии... Чтобы не городить отдельные стабилизированные источники питания для GPS-приемника, монитора, USB-хабов, кулеров, камер и парктроника, Е10000 был в параллель по входу подключен к M2-itx. При этом он работает в режиме конвертера, запускается синхронно с БП компа, так же и выключается. Единственный ньюанс - для этого вход PS-ON с разъема Е10000 пришлось завести в аналогичную линию жгута между матерью и M2-itx. Зато теперь у всех есть гарантированно качественное питание, плюс некий запас по мощности, имеющийся в системе. Последнее не лишне, ибо кто знает, что еще взбредет в голову? Из вновь появившегося железа можно еще упомянуть D-Link`ский USB-хаб и парктроник Cisbo 868. Первый несколько облегчил ситуацию со свободными USB-портами, второй ценен тем, что способен выводить информацию о расстоянии до препятствий не на отдельный малоинформативный дисплей, а прямо поверх картинки с камеры заднего вида. Учитывая то, что ввиду особенностей конструкции автомобиля обзор даже с камеры не сильно информативный - это благо, которым не грех воспользоваться... К сожалению, как ни старался, один издатчиков все-таки оказался затенен защитной дугой: Его, как и бипер, пришлось отключить (последний откровенно достал своим верещанием - ори он чуть потише, у него оставались бы шансы выжить, а так...) Так же в ходе демонтажа старой системы/установки новой наконец-то дошли руки до мелочей, на которые в повседневной жизни здоровья не хватало: установлен доп. переключатель на АСС, активирующий функцию включено всегда (полезно на заправках, кратковременных отлучках из машины и т.п.) и добавлена подсветка в ноги, существенно облегчающая блокировку/разблокировку АКПП. На этом описание железной части можно считать законченным и перейти к самому интересному -
Новый софт и новый функционал.
Возможности системы стали шире - это не могло не отразиться на дизайне фронт-энда. Вместо монструозной и неповоротливой Gogle Earth появилась кнопка VIDEO, ибо теперь, спасибо NForce`скому чипсету, просмотр сохраненных записей курсовой камеры перестал быть проблемой - предъявить их теперь можно в любой момент, что с помощью данной кнопки и реализуется в два касания. Выведены на индикацию данные с GPS - широта, долгота, высота над уровнем моря, количество видимых спутников, компас и показания скорости, добавлен индикатор наличия интернета и графическое отображение трафика в реальном времени. Добавлены кнопки перехода по трекам плейера, заменены нави - приложения, появилась специальная кнопка для отключения флеш-носителей и изменен функционал кнопки APPS. Вот отсюда - поподробнее... Наличие в старой системе навигационных приложений было, скорее, формальным следованием протоколу (что же это за автомобильный компьютер без навигации?) - реально востребован был лишь Озик в дальних поездках. Нетребовательность к картографическому материалу, его (материала) доступность, плюс потребность в ориентировании на незнакомой местности им удовлетворялись сполна. Пусть и без прокладки маршрута, указаний о предстоящих поворотах и прочих мелких (и сомнительных) радостей. В повседневных же поездках по местам более чем хорошо знакомым - ну кому она нужна, эта нави?! Для того, чтобы всерьез запасть на это дело, нужны были какие-то другие, более веские причины. Во время одной из очередных встреч AlexNN продемонстрировал карписишную версию CityGuide. Ну, очередная навигация - конский ценник, платные проприетарные карты (наверняка изобилующие неточностями) - наелись-наигрались уже... Однако ж зацепила одна фишка - возможность получать пробочную информацию и учитывание ее при построении маршрута. То, что это не новость в философическом смысле - было, конечно, известно. Поразило то, что это есть не в столицах, а здесь и сейчас, тем более что по отзывам распробовавшего уже это Александра, это не просто есть, но еще и работает! Купился - купил. Юзаю. В целом - доволен. Идеально не все, конечно - да и где оно - идеальное? Но в целом - из того, что распробовано, это, пожалуй, самое приемлимое. Интерфейс софины заточен под управление с тача - до любой функции можно добраться, просто тыкая пальцем в экран (даже если у вас он больше похож на сардельку - проблемой это не станет). Кнопки крупные, информативные (на скриншоте, кстати, нижний ряд кнопок - это скин RoadRunner`а, а не часть интерфейса программы). Единственное, что пока доводит о белого каления - это несовместимость логики программы и моей собственной при попытках объяснить ей, куда едем... Полагаю, впрочем, что это явление временное - надо просто разобраться и проникнуться, но пока же только это и напрягает. В остальном - был приятно удивлен тем, что при отклонении от заданного маршрута прога не впадает в истерику, а озадаченно примолкает, и после непродолжительного раздумья выдает новый, уточненный и вполне вменяемый маршрут. Голосовые подсказки ненавязчивы, в меру адекватны, частота же обновления пробочной инфы - это уже удел другой епархии и тут к проге претензии предъявлять смысла нет - она работает с тем, что получает... Что еще хотелось бы особо отметить - софтинка на раз-два нашла скайлинковский модем и без лишних разговоров сама его запустила и вышла в сеть. Предполагавшиеся как неизбежность танцы с бубном не понадобились - приятно, однако! Вообще, любую нави я тестирую на вшивость, предложив ей нарисовать план двух-трех поездок в пределах микрорайона - почему-то для всех без исключения это становиться камнем преткновения: разрывы в двойной сплошной на проспекте существуют уже несколько лет, но прогами упорно игнорируются. Равно не знают они и о запрете поворота в другом месте, существующем столь же давно. Надо отдать должное СитиГиду - про разрешенный поворот он, в отличии от своих предшественников, знает. Надо будет проверить его на предмет запрещенного... Второй нави осталась Руса, обновившись до v.0.9.3 beta. Остро теоретически в ней тоже появился оптимизированный под тач интерфейс, возможность прокладки маршрута и прочие приятности ( у той версии, с которой ездил раньше всего этого не было - только 3D карта) - карта стала еще более трехмерной и красивой, но в реальности ей пока не пользовался и сомневаюсь, что буду... Ну и Озик, конечно же - куда ж без него?
Следующие приобретения, достойные упоминания, тоже так или иначе касаются заточенности под "пальцевое" управление. Время от времени возникает необходимость пообщаться с карписей как с обычным компом: залить какие-то новые файлы, что-то скопировать на флешку и т.п. Надо сказать, что все, что выходит за функционал в рамках фронт-энда, в этом случае становится проблематичным - все-таки интерфейс самих виндузов заточен отнюдь не под тач. Отсюда вывод: надо приспосабливать оболочку подо все мыслимые задачи. Следующая софтина именно этим и занимается: Комментарии вряд ли нужны - просто для иллюстрации, как это выглядит на примере эксплоера: Вот здесь уже можно вполне обойтись и без мышки Оставался, правда еще один момент - корректное завершение работы с флешкой. Строго говоря, можно конечно ее и просто выдернуть в период ее бездействия - но как-то это неаккуратненько, все равно... Тем более, что есть замечательная софтинка - USB Safely Remove. Удобна, функциональна, недорога (а лицензия - пожизненная без ограничения по установке: хоть на один, хоть на тридцать три компа). Специальная кнопка в основном скине позволяет отключить флешку в любой момент (а если вдруг от нее понадобилось еще что-то - активировать ее без перетыкания). Это, кстати, может оказаться востребованным в несколько неожиданном ракурсе: иногда USB-устройства (GPS-приемники, звуковые карты, etc) подглючивают после выхода из спящего/ждущего режимов. Если устройство подключено в хаб, да еще и с недоступной стороны, а оживить его можно только перетыканием - такая софтинка может стать замечательным решением... И даже на домашней машине вещь приятственная, очень быстро из неведомой зверушки превращающаяся в маст хэв: Разумеется, все вышеперечисленное - это то, что было добавлено. Прежние наработки (справочная система, прогноз погоды, диагностика, Hands Free и прочее), имевшиеся ранее, никуда не делись - к ним претензий нет. Есть планов громадье, но о них как нибудь в другой раз.
Ну и несколько общих наблюдений. В свое время, собирая первую версию карписи, был сильно озабочен проблемой защиты от пыли: каждый, наверное, наблюдал, во что превращается системник даже обычного компа через год работы. Да и в салоне любого авто даже с регулярными уборками всегда можно найти местечко, где можно чего-нибудь нарисовать без ручки/карандаша... Так что вскрывая корпус для очередного апгрейда, ожидал увидеть худшее. Однако, как ни поразительно - внутри не было ни пылинки! То ли флизелиновые фильтры, заботливо наклеенные на все вентиляционные отверстия сыграли таки свою роль, то ли продуманная система вентиляции - но факт остается фактом: пыли внутри не было. Еще один момент, касательно постоянного подключения к Интернету (а при использовании пробочного сервиса это необходимо). В моем случае оно идет через Скай, а трафик там ой как не дешев... Сам по себе пробочный трафик копеечный и вряд ли способен разорить, но винда есть винда - никто не отменял паразитную активность некоторых программ, вирусы, трояны и прочую нечисть. Ставить файрволл из-за этого как-то глупо, пускать дело на самотек - еще глупее. Неплохо бы иметь возможность этот трафик как-то отслеживать, желательно бы в виде ненавязчивого графика. При внимательном рассмотрении скриншота основного скина, в правом нижнем углу этот график можно разглядеть - это фирменная софтинка от Билайна, которой, впрочем, все равно где трудиться... Ну и поскольку система собиралась и вылизывалась долго и кропотливо - Acronis True Image был приобретен и установлен, во избежание, так сказать... Резюме же можно в целом сделать такое: к компьютеру в машине привыкаешь, и привыкаешь быстро. К тем возможностям, которые он дает, к новому качеству жизни. Анекдот про Виндовз в машине - это злые козни импотентов, которые сами не способны на настоящую... Шутка . Если же говорить серьезно - идеал, к которому надо стремиться, это система, работающая подобно магнитоле: столь же быстро включающаяся, не требующая для выполнения своих функций никаких костылей в виде мышей и выносных клавиатур, стабильная и безглючная. Единственное, что на сегдняшний день пока еще трудно осуществимо - это, пожалуй, первое требование (хотя и его можно реализовать, пусть и несколько компромисным путем). В остальном же - все достижимо. И данный проект, как и многие другие, тому подтверждение.
Добавление от 17.06.09 После года размышлений было таки решено инсталлировать первоначально планировавшуюся к установке в качестве курсовой камеру VM42CPH-VFA49. Ранее сделанный под нее корпус однозначно не устраивал, посему было принято решение использовать имевшийся в комплекте с Mystery MVR-10D. Это, разумеется, потребовало очередной доработки напильником, но после разрезания его пополам с последующей подгонкой под замысловатые контуры объектива (на нем стоит электромоторчик автодиафрагмы), камера встала как влитая. Примеры съемки с обеих камер (файлы минимально, но пожаты - в оригинале качество обеих камер повыше, чем это выглядит здесь; образца съемки старой камерой ночью, увы, нет):
Добавление от 12.12.09
Установка TPMS: системы контроля давления/температуры в шинах. Был приобретен стандартный набор Parkprofi - вещь, собственно, самодостаточная, если задача состоит только в контроле этих параметров: в комплекте есть мониторчик, на котором отображается вся необходимая информация... Однако в задачу входило прикрутить все это к компьютеру с тем, чтобы завязать именно на нем весь возможный функционал. Благо решение (и железное, и софтовое) уже есть: здесь подробное описание (правда, на английском). Штатный монитор было решено не распиливать (как оказалось впоследствии - решение было весьма разумным). PIC, необходимый для сопряжения системы с компьютером, был приобретен у Дежана (здесь необходимо отметить, что саму микросхему с прошивкой выгоднее покупать у Робби, но на момент заказа он был где-то в Европе и должен был появиться в поле зрения не раньше Нового года, поэтому пришлось заказывать полностью готовую плату из Словении). Особых трудностей в установке системы нет. Если не считать того, что для того, чтобы установить датчики, необходимо разбортовывать колеса: датчики крепятся на обод вместо стандартных ниппелей. Подключив штатный монитор к бортсети (+12V, ACC, GND) можно согласно инструкции обучить систему, и вуаля: на мониторе будут отображаться давление/температура, в случае выхода за установленные рамки любого из параметров зазвучит тревожный сигнал и т.п. Подключение же к компу несколько кудрявее: Из необходимого софта в случае использования RR в качестве фронт-энда, рекомендую скачать TPMS Doctor и RRTMS 1.40 Binare в файловом архиве : (превьюшки можно увеличить, просто тапнув по ним левой кнопкой мыши) Первая софтина лишь считывает показания с датчиков (хотя при наведении курсора мыши на эмблемку BMW и щелчке по ней с зажатым Shift`ом открывается секретное окошко, позволяющее немного поколдовать с ПИК`ом ). Вторая, RRTMS Config, теоретически позволяет обучить ПИК (т.е. прописать в нем все датчики системы) и выставить пороги срабатывания тревожного сигнала, единицы измерения контролируемых параметров и т.п. Значение слова теоретически станет понятно немного позже. Так же в установочном пакете RRTMS 1.40 Binare есть полностью рабочая заготовка скина (необходимо только помнить, что надо прописать в реестре соответствующую dll`ку).
Теперь о подводных камнях: Как уже было сказано, процесс установки покупного комплекта Parkprofi несложен: во время сезонного переобувания датчики монтируются в любом шиномонтаже на раз, монитор в ходе тренировки, которая заключается в стравливании/накачивании давления в каждом из колес, подцепляет их и все готово к работе. Собственно, процесс обучения компьютера (точнее, ПИКа, который и сопрягает штатную систему с USB портом компа) аналогичен: изменяя последовательно давление в каждом из колес мы должны прописать каждый датчик в ПИКе с тем, чтобы в дальнейшем он понимал какая и откуда идет инфа. По идее, для этого надо запустить RRTMS Config, нажать на кнопочку "Learn" и после этого сначала стравить, а затем вновь накачать давление в соответствующем колесе. В процессе обучения пиктограмма колеса будет мигать, когда датчик успешно пропишется - мигание прекратится... На практике же пришлось попрыгать вокруг машины несколько дней: хотя все делалось, как доктор прописал - цепляться датчики не хотели ни в какую... Может быть это было связано с тем, что в качестве операционки на карписе стоит Win GE, может быть еще с чем-нибудь, но забить датчики в ПИК удалось только подцепив адаптер к ноутбуку с Win XP и без установленного RR... Если бы от штатного монитора был оставлен только приемник - седых волос бы поприбавилось: ощущение было такое, что ничего не работает (и только штатный монитор исправно отображал всю инфу, свидетельствуя, что это в консерватории надо что-то подправить)... После того, как датчики в ПИКе все же были прописаны, заработала и компьютерная часть. Скин, естественно, был перерисован: На данный момент не побежден один трабл: при включении питания адаптер упорно не хочет подцепляться. Приходится перетыкать USB разъем (благо активный хаб под рукой) - а это, мягко скажем, не по-нашему... Но победим и это. Продолжение следует...
|