Что мы хотим получить от CarPC?
В данном случае задачи нарисовались такими (список их, между прочим, имеет неизбежную с течением времени тенденцию к расширению): - Курсовая камера
P.S. Как и предполагалось, перечисленным не ограничилось: функционал проекта постепенно растет, отчеты об этом - в разделе "UPGRADE"
Собственно говоря, первоначальной мыслью всего проекта и был видеорегистратор - устройство наподобие "черного ящика", записывающее все, что происходит с автомобилем от момента запуска до выключения двигателя. С юридической точки зрения ценность такой видеозаписи сомнительна, но как показывает практика - во многих случаях срабатывает, касается ли дело спорных ситуаций с продавцами полосатых палочек, или же разборок с подрезавшими/непропустившими. Реализуется данная функция путем установки камеры (как правило, за лобовым стеклом под зеркалом заднего вида, либо на одной из боковых стоек) и некоего устройства, способного сигнал с этой камеры записывать, желательно циклическим образом (когда сохраняется несколько фрагментов заданной продолжительности и по мере заполнения выделенного пространства самые старые фрагменты затираются самыми новыми). По понятным причинам на роль этого самого некоего устройства просится компьютер. На данный момент камер, пригодных в той или иной степени для обозначенной задачи, существует великое множество, начиная от USB`шных веб-камер всех сортов и мастей, заканчивая специализированными камерами наблюдения с автодиафрагмами и сменной оптикой. В части, описывающей железячную составляющую проекта, мы еще коснемся некоторых подробностей, связанных с выбором камеры, пока же - о двух не менее важных компонентах этой подсистемы. В случае, если вы пошли правильным путем, и используете не веб-камеру с USB-интерфейсом, а серьезный аппарат с разрешающей способностью в 300-400 ТВЛ и возможностью переключаться из режима цветной съемки в черно-белый при недостаточном освещении - возникает необходимость в устройстве, способном преобразовать аналоговый сигнал с камеры в цифру, которую уже и будет перемалывать компьютер. Подобные устройства есть, их так же великое множество - начиная от PCI-плат, способных захватывать сигнал аж от нескольких источников, заканчивая внешними устройствами, не столь богатыми входными разъемами, зато имеющими на борту аппаратный кодек. Последнее предпочтительней просто в силу того, что в этом случае снимается нагрузка с центрального процессора (а она при кодировании видео сильно не маленькая!), да и необходимость записи сразу с нескольких источников сигнала весьма сомнительна. Учитывая же, что соотношение цена/качество работает во всех случаях, получаем либо убогое качество записи с нескольких камер за приемлимые деньги, либо замечательно его качество за деньги, соотносимые со стоимостью иных автомобилей. Думаю, подобная арифметика позволит сделать правильный вывод, сигнал со скольких камер имеет смысл писать... Еще одним безусловно важным компонентом подсистемы видеорегистрации является софт, с помощью которого она, собственно, и ведется. Выбор есть и здесь, начиная от программ, идущих как правило в комплекте с платами видео-захвата, заканчивая разработками отдельных (и талантливых весьма) энтузиастов. В данном случае выбор был сделан однозначный - CamGrabber разработки Wanted`а ( подробности, связанные с разработкой и развитием этой программы тут ). Камера заднего вида
Камера заднего вида. Здесь хитростей никаких - берется готовый автомобильный комплект (в конкретном случае использовалась камера Mistery MVR-10D), в котором, как правило, наличествуют все необходимые кабели, крепления, etc. В данном случае место крепления было выбрано сбоку от доп. фонаря стоп-сигнала - заднего бампера оттуда не видно, но и грязью это место если и заляпается - на то есть дворник как раз в этом районе... Единственный нюанс - требование к монитору, заключающееся в том, что он должен иметь функцию переключения на композитный вход с КЗВ по управляющему сигналу. Выглядит это следующим образом: сигнал с камеры подключается на соответствующий вход монитора, питание на камеру подается от бортовой сети через реле, на управляющий вход которого заводится сигнал с фонарей заднего хода. Он же поступает на управляющий вход монитора, переключая его на отображение картинки с камеры заднего вида. Таким образом, включение задней передачи автоматически выводит на экран соответствующую картинку. И точно так же автоматически возвращает исходную, когда задняя передача выключена. Добавочная кнопка, установленная в параллель реле, позволяет активировать КЗВ без включения заднего хода, что бывает удобно, когда возникает необходимость на ходу посмотреть, что творится сзади.
Навигация Программам навигации на сегодняшний день несть числа. Поскольку личные предпочтения у каждого свои - здесь о нави-софте вообще не упоминаем, а вот про железо сказать необходимо. В первоначальном варианте инсталляции был использован GPS приемник Garmin (в COM-портовом исполнении). Размещение его в торпедо под лобовым стеклом (за монитором под пластиковым колпаком) обещало гарантированную видимость спутников в большинстве случаев. Увы, обещания эти были фикцией - позиционирование могло длиться от 10 до 20 минут, уже найденные спутники могли отвалиться на ровном месте - словом, решение оказалось крайне неудачным. Полагаю, роль здесь сыграло два фактора - довольно старенький чипсет, на котором был построен сам приемник, и не самое удачное его расположение. В итоге приемник был заменен на другой, GPS-модуль EM-411 (RS-232) от globalsat на SIFR-III в ОЕМ-ском исполнении и с внешней антенной, которая была вынесена на крышу авто и очень удачно вписана под пластиковый спойлер. В результате проблемы с поиском/удержанием спутников забыты, позиционирование происходит прямо в гараже при закрытых воротах (хватает кусочка неба, который виден через открытую калитку).
Что можно сказать за музыку? Ее у нас есть - при винте в 120 Гб и неограниченных возможностях в подключении USB-носителей, может ли ее не быть или быть мало? Здесь интерес представляет скорее другое - как увязать штатную магнитолу с аудиовыходом CarPC. Решение экстенсивное - замена штатной головы на имеющую, как минимум, AUX. По ряду причин в данном случае этот вариант не подходил - задача была оставить штатную голову. После проведенной трепанации и изучения даташитов на обнаруженные микросхемы звук был заведен на штатную магнитолу вместо АМ-диапазонного сигнала тюнера. Таким образом, выбор источника сигнала остался почти штатным - на кнопке выбора теперь CD, FM1, FM2 и звук с CarPC. Многофункциональный дисплей, на который в данном авто завязано не только управление магнитолой, но и какой-никакой трип-компьютер, показания датчика забортной температуры, индикация диапазона тюнера и часы был перенесен вниз центральной консоли, под блок управления климатом. Вся мультимедия намеренно была ограничена звуком, и хотя возможности системы позволяют не только это, из соображений безопасности видео было выкорчевано как класс - кино надо смотреть дома на диване.
Диагностика
Проблема организации диагностики по OBD II состояла только в одном - подобрать подходящий адаптер. Выбор пал на ростовское НПП ACELab с их адаптером USB-ECU и программой Check-Engine. Спектр поддерживаемых авто довольно широк, возможности несколько разнятся в зависимости от марки/модели машины, но в целом - довольно достойно. Теперь, по крайней мере, загоревшийся индикатор ChEn не вводит в ступор - что же именно там случилось?! - софтина не только показывает код ошибки, но еще и дает расшифровку ее и рекомендации по дальнейшему поведению: то ли ползти на полусогнутых в ближайший сервис, то ли вообще вызывать эвакуатор, то ли спокойно себе ехать дальше, забив до поры до времени... Плюс полноценный трип, плюс показания десятка-другого датчиков - словом, хорошая возможность узнать об автомобиле кучу лишней информации.
Интернет Избыточная функция. Но стиль жизни уже таков, что даже не используя, важно сознавать, что в любой момент он будет под рукой. CDMA модем от SkyLink по USB может быть подрублен к CarPC по мере необходимости. Из интернет-сервисов, реализованных в системе на уровне графического интерфейса, задействован лишь скин с прогнозом погоды по региону. В перспективе - инфа по пробкам (когда она будет, и будет правдива, т.е., похоже, никогда...)
Справочная информация Данный раздел - чисто информативный. Голова - не Дом Советов, все упомнить невозможно, а когда приспичит - метаться лихорадочно в поисках искомого ой как неприятно... Посему - на отдельной кнопке "Горячие телефоны" (больницы, ГИБДД, милиция, администрация, etc), на другой - КоАП , на третьей - номера регионов. Ну уж и до кучи - мануал на машину - со схемами и чертежами всех узлов/агрегатов (гулять так гулять!).
Hands Free
Выработав у себя привычку ездить с БТ-гарнитурой, вопросом подключения телефона к компьютеру не сильно заморачивался. Единственное, что слегка напрягало - при необходимости позвонить самому приходилось лезть за телефоном в кобуру. И если летом это еще не так напряжно, зимой добраться до него уже гораздо проблематичней... Лень - двигатель прогресса. Теперь телефон, оказавшись в радиусе действия БТ-донгла, автоматом цепляется к CarPC, набор номеров записной книжки идет прямо с экрана в два/три касания, при установлении соединения комп приглушает звук автомобильной акустики и переходит на скин с фото и номером подключенного абонента, при разрыве соединения - восстанавливает прежний уровень звука и возвращается в исходный до звонка скин.
|