AFS |
Антенно-фидерная система Сколь ни была бы прекрасна выбранная вами рация, без антенны и подводящего кабеля она бесполезна. Более того, как бы ни чесались ручки сразу же опробовать свежекупленный девайс, необходимо соблюдать при этом некоторую осторожность: если на прием рацию без антенны еще можно включить (хотя что вы там надеетесь при этом услышать?), то вот режим передачи может угробить аппарат в момент. Посему первейшая задача после приобретения собственно станции – огранизация грамотного антенно-фидерного тракта. Словосочетание звучит угрожающе для уха дилетанта, но на самом деле все не так уж страшно: под этими словами подразумевается собственно антенна, кабель и разъем на его конце. Ну и разумеется, система крепления (кронштейн или основание под врезку). Самое замечательное, что все это хозяйство изначально продается уже в комплексе. Единственный момент, который может оказаться неочевиден – антенны под врезку обычно не имеют в комплекте разъема на антенном кабеле и его надо заказывать (и впоследствии – монтировать) отдельно. Ну и разумеется, антенна должна быть сибишного диапазона (ибо на рынке есть и другие). У человека, впервые сталкивающегося с радиосвязью, есть очень большой соблазн выбрать антенну, способом крепления которой на автомобиль является магнитное основание. Мотивируется это обычно следующими соображениями – неизвестно еще, насколько оно мне вообще это надо – «на попробовать» сойдет и так, не хочется дырявить любимое авто, да и привлекать к нему излишнее внимание… Ошибочная позиция. Магнитки – зло, во всех отношениях. Мало того, что испоганить крышу в месте установки они могут почище, чем аккуратно установленная раз и навсегда врезная – самый главный недостаток у них гораздо серьезнее. Дело в том, что вообще говоря, в высокочастотной технике (коей рация и является) в роли антенны выступает не только тот пруток, что торчит над вашим авто, но и весь корпус автомобиля. И от того, где именно расположена антенна, насколько качественная масса на ней присутствует, зависит качество работы всей системы. Магнитка, как правило, позволяет расположить антенну в самом оптимальном месте – на крыше авто. Это позволяет обеспечить минимальные искажения диаграммы направленности антенны. Но вот что касается массы… Так же немаловажное значение имеет физический размер антенны (и тут, если очень грубо, принцип прост: чем больше – тем лучше). Магнитки же по сути своей – съемные, а стало быть обязаны быть компактными, что как сами понимаете, плохо согласуется с озвученным принципом. Еще один существенный их недостаток заключается в том, что любая антенна должна быть настроена по месту установки. Понятно, что каждый раз вы будете устанавливать ее примерно в одно и то же место, но слово «примерно» в данном случае – ключевое. То есть ездить вы будете с примерно настоенной антенной. Что вкупе со всем вышеперечисленным обеспечит вам «отменное» качество связи… Вдобавок к этому надо иметь в виду, что при такой установке такие уязвимые части АФС, как место сочленения кабеля с антенной и сам кабель пойдут у вас по улице – а это губительное воздействие солнца, влаги, пыли и копоти. Всерьез стоит рассмотреть два варианта крепления: кронштейн и врезку непосредственно в крышу. Причем первый вариант заведомо хуже второго . «Фальшивая масса» - штука коварная: вроде бы вы прозвонили омметром заднюю дверку или рейлинг вашего пепелаца и он показал, что масса там присутствует. По постоянному току, ага… Но на радиочастотах картина может быть совершенно другая. Дверки, стойки, крышки багажников плохи еще и тем, что при креплении в этих точках часть вашей антенны оказывается «в тени» кузова, что искажает ее диаграмму направленности. Если опять же, очень грубо – из всей длины антенны работать будет только та ее часть, которая возвышается над корпусом авто. Так что самый оптимальный вариант – врезать в крышу. Размер антенны. Ну, кроме того, что он должен быть кратным длине волны (хотя уж об этом-то у вас голова болеть не должна вообще) – принцип был озвучен выше. На любом сибишном форуме вам популярно объяснят, что 2 метра – это минимум, что «четверть» рулит и т.п. Ну что сказать? Это действительно так. Но если по каким-то причинам двухметровый хлыст на крыше для вас неприемлим – ничего страшного: и полтора метра, и даже метр двадцать работать будут. Конечно, что-то вы проиграете по дальности связи, но если уж не получается быть и богатым, и здоровым одновременно – что ж теперь, застрелиться и не жить? Вы делаете связь для себя, не для виртуального сообщества, пусть форумный гвалт вас не смущает. Если она вас устраивает – прекрасно, если почуствуете, что захотелось большего – все ваших руках. Есть замечательное выражение: «Не плывите по течению. Не плывите против течения. Плывите туда, куда вам нужно». Итак, антенна куплена. Принято правильное решение о будущем месте установки – врезать в крышу. Психологически – самый сложный этап всей затеи, и есть большой соблаз доверить дефлорацию любимого авто какому-нибудь специалисту, ибо кроме собственно слесарных работ (на что большинство из нас все-таки способны), необходимо будет еще и настроить антенну (что уже требует некоторых знаний и специального оборудования). Советовал бы все же разделить эти два этапа: принцип «хочешь сделать хорошо – сделай сам» никто не отменял: более бережного отношения к своей машине, чем ваше собственное мало у кого найдется, а если и найдется, то за такие деньги… Проиллюстрирую на примере конкретной инсталляции. Смалодушничал – очень хорошо представляя объем работ (снятие практически всех панелей салона, сверление крыши, прокладку кабеля и т.п.) договорился об установке «под ключ». На месте выяснилось, что объем работ представляю не только я – как альтернативу мне предложили установку на кронштейн на заднюю дверку… Ну оно и понятно – если по первому сценарию светило часа три-четыре геморной возни с риском что-то сломать/поцарапать, то по второму можно было без хлопот уложиться минут в двадцать-тридцать… По возвращении в гараж салон был в очередной раз тщательно исследован на предмет возможности с минимальными разрушениями решить задачку размещения антенны. И таки-да! – японцы в очередной раз не подвели: сзади над багажной дверкой под колпаком натяжителя ремня безопасности среднего пассажира обнаружился доступ к кусочку крыши. И по счастью – к ровной его поверхности (ибо в примерно в этом месте крыша профилирована). Натяжитель посредством ослабления одного болта переворачивается вверх ногами, что освобождает дополнительное пространство для монтажа, утеплитель аккуратно подрезается, участок крыши в месте крепления антенны зачищается до металла. Засверливаться пришлось сначала тонким сверлом изнутри салона: снаружи рассчитать точное место для отверстия довольно проблематично, а ошибаться здесь нельзя… Диаметр сверла постепенно увеличивался, окончательная доводка выполнялась алмазным надфилем – ни трещин, ни сколов на лакокрасочном в результате этого не образовалось. Поскольку толщина крыши в этом месте впечатлила , усилительную пластину решено было не ставить – хлыст достаточно короткий, а жесткий удар, пришедшийся под корень, антенну все равно снесет, да еще и крышу может прихватить с собой, буде она слишком хорошо укреплена… Словом, глаза боятся, а руки – делают. Вся процедура заняла час вместо трех-четырех рассчетных. Для полноты картины оставалось только отстроить антенну, выставив КСВ (коэффициент стоячей волны). Если сии слова для вас – абракадабра, парить вам мозг их значением смысла не имеет. Просто поверьте, что процедура эта не лишняя, и если значения этого коэффициента будет сильно отличаться от единицы – хорошего в этом будет мало. Другое дело, что большинство самых распространенных антенн при грамотной установке практически не нуждаются в настройке, но… Спокойней сделать один раз. На всякий случай уточню – здесь однозначно дорога к специалистам. Без особого прибора ничего тут не сделаешь, да и при его применении следите все же за тем, чтобы измерение КСВ проводилось именно в тех условиях, при которых антенна будет эксплуатироваться: антенна на штатном месте крепления, разложена, двери в машину закрыты, никаких посторонних предметов (в том числе и спеца, измеряющего КСВ) поблизости нет – измеряющий должен находится внутри машины. Если на рабочих частотах значение КСВ не превышает 1,3-1,4 – результат можно считать приемлимым, близким к единице – замечательным. Ну и еще один момент: если ваша машина живет в гараже – антенну в любом случае придется складывать (хотя бы для того, чтобы выехать/заехать в гараж). Вполне возможно, что в густом лесу складывание ее тоже не помешает. Тут важно помнить одно: рабочее положение у антенны – разложенное, т.е. торчать она должна как… ну, сами придумайте, как что. Всякие там художественные изгибы ее в дугу, лихая наклоненность, придающая всей машине стремительный вид и прочие извраты неуместны. Ну и складывая антенну – отключайте питание рации. И не включайте его до тех пор, пока антенна не поднята. Это нехитрое правило убережет вас в дальнейшем от многих проблем. |